Главная Новости Азбука потребителя: Покупка электронных устройств. Урок 5. Оказание услуг связи при использовании электронного устройства

Азбука потребителя: Покупка электронных устройств. Урок 5. Оказание услуг связи при использовании электронного устройства

Для надлежащего использования электронного устройства необходимо его подключение к сети передачи данных. Так, электронные устройства могут подключаться к другим устройствам и сетям передачи данных через беспроводные способы доступа, такие как Bluetooth, NFC, Wi-Fi, 3G и т.д.

Общие разъяснения

Для подключения электронного устройства к сети передачи данных необходимо заключение договора на оказание услуг связи.

Договор об оказании услуг связи может быть заключен:

1) путем совершения конклюдентных действий (срочные договоры об оказании разовых услуг связи (например, доступ к сети Wi-Fi в интернет-кафе),

2) на основании письменного договора оператора связи с пользователем электронного устройства:

-  на оказание услуг мобильной связи с предоставлением доступа к сети «Интернет». В этом случае для подключения электронного устройства к сети «Интернет» используется сим-карта,

- на оказание телематических услуг связи (по доступу к сети «Интернет»). В этом случае подключение происходит беспроводным способом, например, по сети Wi-Fi.

Договор об оказании услуг является публичным договором, и оператор связи обязан заключить договор с каждым обратившимся к нему потребителем, кроме случаев, когда отсутствует техническая возможность оказания абоненту услуг связи. Проверка наличия технической возможности и бремя доказывания ее отсутствия - это обязанность оператора связи. Такая проверка осуществляется до заключения договора.

При этом в соответствии со ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). При покупке электронного устройства потребитель не обязан одновременно с этим заключать договор с продавцом на оказание услуг связи. 

Качество услуг связи

При использовании доступа к сети «Интернет» пользователь электронного устройства имеет право на надлежащее качество оказываемых услуг связи. Требования к качеству оказываемых услуг устанавливаются в нормативных документах и в договоре об оказании услуг связи.  Так, в договоре должны содержаться параметры подключения к сети «Интернет» (например, зона действия сети, максимальная и минимальная скорость передачи данных, точки доступа и другие).

Оператор связи за некачественное оказание услуг связи несёт следующую имущественную ответственность:

• безвозмездно устраняет недостатки оказанной услуги связи;

• соразмерно уменьшает стоимость услуги связи;

• возмещает понесенные потребителем расходы по устранению своими силами или силами третьих лиц недостатков, выявленных при оказании услуг связи;

• возмещает по требованию абонента причиненные убытки;

•соглашается на расторжение договора в связи с выявленными потребителем существенными недостатками услуг или существенными отступлениями от условий договора.

Важно помнить, что некачественное оказание услуг связи может быть связано как с самими услугами, так и с ненадлежащей работой электронного устройства, в зависимости отчего ответственность наступает либо у оператора услуг связи, либо у продавца товара ненадлежащего качества (более подробно о качестве электронного устройства см. Урок № 3 «Качество электронного устройства»).

Безопасное использование подключения к сети «Интернет»

Так как электронные устройства имеют доступ к сетям передачи данных и при этом могут обрабатывать персональные данные пользователя устройств (более подробно см. Урок «Обработка персональных данных»), необходимо стараться обеспечивать безопасность при работе с сетью передачи данных.  Так, можно использовать безопасные пароли, коды доступа к приложениям на устройстве (например, к банковским приложениям, электронной почте), использовать программы, предотвращающие воздействие вредоносных файлов на электронное устройство.

Алгоритм действий потребителя

1.    При навязывании дополнительных платных услуг связи при покупке электронного устройства потребитель вправе требовать расторжения договора оказания таких услуг и возмещения причинённых ему убытков.

2.    При оказании услуг связи ненадлежащего качества потребитель вправе обратиться с претензией к оператору связи, представив доказательства того, что услуги оказываются ненадлежащим образом. В случае отказа в удовлетворении такой претензии оператором связи, потребитель вправе обратиться с иском в суд.

назад