Главная Новости Навстречу 90-летию: о санэпидслужбе в годы ВОВ

Навстречу 90-летию: о санэпидслужбе в годы ВОВ

В преддверии 90-летия Роспотребнадзора мы вспоминаем значимые вехи истории санитарного дела на Урале, людей, стараниями которых шло становление службы, а также рассказываем о том, чем гордится сегодня ведомство и как встречает солидную дату. Накануне Дня Победы мы чтим память тех, кто встал на защиту здоровья россиян на фронте и в тылу.

67 лет назад, 9 мая 1945 года, раздались победные залпы орудий, возвестившие об окончании самой жестокой и кровопролитной войны в истории человечества – Второй мировой войны. Она унесла миллионы жизней, ещё больше покалечила. Не было ни одной семьи, которой бы не коснулись события тех страшных лет. Победа ковалась не только на фронте. Фронт был полем мужества, самоотверженности, стойкости, героизма. Но не меньшим накалом отличалась борьба в тылу – за хлеб, металл, оружие, за все то, без чего не было бы победы на фронте.

Значительный вклад в разгром врага внесли и свердловчане: в Свердловске формировались боевые соединения, в том числе 153-я стрелковая дивизия, Уральский добровольческий танковый корпус. Героями Советского Союза стали 270 воинов-свердловчан. На Урале ковалось оружие победы, совершались трудовые подвиги, на собранные добровольные взносы строились самолеты, танки, бронепоезда, на фронт шли посылки с подарками и теплыми вещами. В этом высоком патриотическом движении активное участие принимали и медики нашей области.

Следует отметить, что в первые годы войны сложилась напряженная санитарно-эпидемиологическая обстановка. К 30 июля 1942 года в Свердловскую область прибыло свыше 40 тысяч эвакуированных из временно оккупированных и прифронтовых зон. Жилищно-коммунальные условия у населения значительно ухудшились, скученность грозила появлением эпидемий. Истощенные дети из блокадного Ленинграда требовали особой заботы. Но органы и учреждения здравоохранения области с честью справились с этими задачами. Эпидемий допущено не было.

На фронте ситуация сложилась острее. Но разработанная и реализованная система лечебно-профилактических и противоэпидемических мероприятий в Красной Армии позволила предупредить катастрофическое распространение инфекционных заболеваний. И хотя в первый год войны возникало эпидемиологическое неблагополучие по отдельным инфекциям, однако оно не носило характера эпидемий. Уже на ранних этапах Отечественной войны были осуществлены мероприятия по усилению противоэпидемической и санитарной работы в нашей стране. Это выразилось, прежде всего, в решении кадрового вопроса. В ряде медицинских институтов в это время были открыты санитарно-гигиенические факультеты. Уже в 1942 году в военных округах была учреждена должность главного эпидемиолога, а на базе окружных санэпидлабораторий были созданы санэпидотряды.

Весьма многогранной была работа войскового эпидемиолога. В его компетенции были контроль за санитарным состоянием прибывающего пополнения, за организацией доброкачественного питания, водоснабжения, стирки белья, своевременных помывок. Важным разделом его работы было осуществление санитарно-эпидемиологической разведки, профилактика заразных болезней, а в случае появления – их ликвидация.

Как вспоминал в своем докладе, посвященном 40-летию победы в Великой Отечественной войне, бывший сотрудник Свердловской областной санэпидстанции Попугайло Владимир Михайлович, каждый медработник и хозяйственник был обеспечен таблицами норм продуктов на одного человека, калорийности и пищевой ценности продуктов. По этим таблицам проверялась, насколько полно доводились установленные нормы питания до солдат. Если возникала необходимость, они направляли суточную пробу пищи в лабораторию армейского санитарно-эпидемиологического отряда для контроля питательной ценности.

«При нахождении в обороне питание было трехразовое, при ведении активных боевых действий, в наступлении, мы добивались доставки пищи солдатам и офицерам не менее двух раз в сутки, насколько это позволяла обстановка», - говорил Попугайло В.М., бывший во время войны войсковым эпидемиологом.

В санэпидвзводе медсанбата имелась лабораторная укладка, с помощью которой проводили исследования качества мяса (на свежесть), хлеба из дивизионной пекарни (на влажность, пористость, кислотность) и химический анализ воды. Когда в частях обновлялась посуда, котлы, термосы, приходилось исследовать посуду на наличие примеси свинца.

«С целью профилактики авитаминоза С мы организовали приготовление в каждой части настоя из хвои, который выдавался всему личному составу… Ни один случай авитоминоза С не был зарегистрирован. А вот случаи авитоминоза А («куриная слепота») были. Таким бойцам вменялось в обязанность ежедневно собирать дикорастущий щавель для приготовления первых блюд и съедать за время сбора примерно 100-150 г сырого щавеля. И тогда солдаты быстро возвращались в строй».

У Владимира Михайловича сохранилась выкопировка топографической карты с нанесением дислокации частей и подразделений дивизии в обороне на реке Угре. На карте показано 55 колодцев, а в приложенной легенде имелся перечень подразделений, которые пользовались каждым колодцем, указаны наличие сруба, крыши, дебит воды, хлорируется ли вода. Медики частей и подразделений были обеспечены таблицами для расчета необходимого количества хлорной извести. Для обеззараживания индивидуальных запасов воды во флягах воинам выдавались таблетки пантоцида.

Санэпидвзвод медсанбата следил за тем, чтобы, если позволяла обстановка, 2-3 раза в месяц в частях и подразделениях организовывали помывку личного состава со сменой белья. В дивизии была своя прачечная. Заботой эпидемиолога было установить в ней такой режим работы, который исключал бы смешение потоков грязного и чистого белья, а также контролировать качество стирки. При осложнении эпидобстановки проводилась пропитка белья противопаразитарными средствами.

Важнейшим разделом работы санэпидвзвода медсанбата была организация и проведение санитарно-эпидемиологической разведки. Её задача – своевременное выявление очагов инфекционных заболеваний в освобожденных населенных пунктах, принятие первичных мер по локализации очагов, предотвращение общения личного состава с заразными больными, выявление источников водоснабжения, пригодных для использования, сбор сведений об эпидемическом состоянии войск противника.

Конечно, без инфекционных заболеваний не обходилось. Наиболее частым заболеванием на фронте была дизентерия, которую чаще всего выявляли среди поступающего молодого пополнения. Иногда среди бойцов регистрировались вспышки эпидемического паротита. Основными же инфекционными «болезнями войны» были паразитарные тифы, кишечные инфекции, туляремия и малярия. На территории Среднего Урала в военные годы эпидемиологам приходилось иметь дело с групповой заболеваемостью клещевым энцефалитом.

За свой ратный труд, за мужество и героизм свыше 116 тысяч военных медиков и 30 тысяч работников гражданского здравоохранения за годы войны были награждены орденами и медалями СССР, 47 человек были удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Свыше 20 военных медиков в годы Великой Отечественной войны стали лауреатами Государственной премии СССР, и среди них сотрудник Свердловской областной санэпидстанции А.Л.Тамарин.

В санэпидслужбе нашей области на протяжении 20-40 лет после войны трудилось свыше 150 участников войны. И только 9 из них сегодня встречают 67-летие Победы.

Подвиг бойцов был воспет в песнях, стихах, романах. Мы же хотим сказать им: «Спасибо!». Спасибо за мужество и стойкость, за благородство и терпение!

назад