Главная Новости Азбука потребителя: Оказание строительных услуг и услуг по ремонту жилья и других построек. Урок № 5: Нарушение срока оказания услуг

Азбука потребителя: Оказание строительных услуг и услуг по ремонту жилья и других построек. Урок № 5: Нарушение срока оказания услуг

Общие разъяснения:

Выполнение работ (оказание услуг) по договору бытового подряда регулируется Правилами бытового обслуживания населения, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 N 1025, Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1, а также положениями главы 37 Гражданского кодекса РФ - нормы, содержащие общие положения о подряде (параграф 1 гл. 37), нормы о бытовом подряде (параграф 2 гл. 37) и строительном подряде (параграф 3 гл. 37, п. 3 ст. 740).

 

В соответствии со ст. 27 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. № 2300-1 исполнитель обязан оказать услуги по ремонту или строительству в срок, установленный договором.

Срок оказания услуг является существенным условием договора о выполнении работ (оказании услуг). В соответствии со ст. 708 Гражданского кодекса РФ в договоре подряда (письменный договор, квитанция, заказ-наряд и другое) должны быть указаны начальный и конечный сроки выполнения работы.

При этом срок выполнения работ (оказания услуг) может быть определен по согласованию с потребителем:

- датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги),

- датой (периодом), к которой исполнитель должен приступать к выполнению работы (оказанию услуги) – например, в случае сезонного выполнения работ (заливка фундамента под здание в марте месяце).

Кроме того, в случае выполнения работы по этапам, стороны вправе предусмотреть в договоре подряда промежуточные сроки завершения отдельных этапов работы (например, срок, до которого должна быть выполнена штукатурка стен перед покраской, срок укладки печи и другое).

Указанные в договоре подряда начальный, конечный и промежуточные сроки выполнения работы могут быть изменены в случаях и в порядке, предусмотренных договором.

В договоре делается отметка о фактической дате оказания услуги (выполнения работы).

При оказании услуг (выполнении работ) на дому у потребителя или в ином месте, указанном потребителем, исполнитель обеспечивает явку своего работника в согласованное с потребителем время, а потребитель обязан создать необходимые условия для оказания услуги (выполнения работы).

Исполнитель в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков оказания услуг и иных условий договора об оказании услуг.

 

Требования потребителя при нарушении сроков оказания услуг по строительству и ремонту:

По общему правилу, если исполнитель нарушил сроки начала, окончания и промежуточные сроки оказания услуги (выполнения работы) или во время оказания услуги (выполнения работы) стало очевидным, что она не будет оказана (выполнена) в срок, потребитель по своему выбору вправе:

  • назначить исполнителю новый срок;
  • поручить оказание услуги (выполнение работы) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
  • потребовать уменьшения цены за оказание услуги (выполнение работы);
  • расторгнуть договор об оказании услуги (выполнении работы).

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги (выполнения работы).

Кроме того, потребитель имеет право на выплату неустойки (пени) за нарушение исполнителем сроков оказания услуги (выполнения работы) или назначенных потребителем новых сроков за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки в следующем порядке:

- за нарушение срока начала оказания услуги (выполнения работы) и (или) выполнения ее этапа неустойка (пени) взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки впредь до начала оказания услуги (выполнения работы) и (или) выполнения ее этапа или предъявления потребителем указанных выше требований.

- за нарушение срока окончания оказания услуги (выполнения работы) и (или) выполнения ее этапа неустойка (пени) взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки впредь до окончания оказания услуги (выполнения работы) и (или) выполнения ее этапа или предъявления потребителем указанных требований.

Законом установлена неустойка в размере трех процентов цены оказания услуги (выполнения работы), а если цена оказания услуги (выполнения работы) договором об оказании услуг (выполнении работ) не определена - общей цены заказа. Договором об оказании услуг (выполнении работ) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пеней). Размер взысканной потребителем неустойки (пеней) не может превышать цену отдельного вида услуги (работы) или общую цену заказа.

Указанные требования потребителя не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков оказания услуг произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.

 

Способы восстановления нарушенных прав:

  1. Предъявление претензии исполнителю о нарушении сроков оказания бытовых услуг; 
  2. Обращение в суд с исковым заявлением. 
  3. Административная ответственность.

- Включение в договор условия о возможности исполнителя в одностороннем порядке изменять срок выполнения работ (оказания услуг) влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ,

- Отсутствие в договоре, заключённом в письменной форме, информации о сроке выполнения работ (оказания услуг) влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1, 2 ст. 14.4 КоАП РФ.

В целях привлечения исполнителя к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного указанными статьями, потребителю рекомендуется обратиться с письменной жалобой в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области.

При этом в соответствии с пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» для проведения внеплановой проверки территориальным органом Роспотребнадзора потребителю необходимо соблюсти претензионный порядок и к жалобе приложить доказательства подтверждающие факт того, что обращение потребителя не было рассмотрено исполнителем либо требование заявителя не были удовлетворены в добровольном порядке.

 

назад