Главная Новости 15 сентября 2012 года Государственной санитарно-эпидемиологической службе России исполняется 90 лет

15 сентября 2012 года Государственной санитарно-эпидемиологической службе России исполняется 90 лет

Первые государственные учреждения, занимавшиеся надзором за санитарной и эпидемиологической обстановкой, появились в Пермской губернии (включавшей в себя Свердловскую область) в 1872 году. При губернской управе была организована постоянная санитарная комиссия, которую возглавил выпускник Казанского университета Иван Моллесон. Он стал первым санитарным врачом в России. Иван Моллесон занимался санитарно-статистическими исследованиями климатогеографических условий местности, условий быта и труда, ситуации по заболеваемости инфекционными и неинфекционными заболеваниями.

В 1908 году в Пермской губернии была введена должность уездного санитарного врача. Однако обеспечить каждый уезд санитарным врачом было трудно, так как специалистам предлагалось низкое жалование. В 1918 году в Екатеринбурге появился Уральский областной комиссариат здравоохранения. В то время в России была очень сложная ситуация с инфекционной заболеваемостью. Особенно тяжелой была ситуация в Пермской губернии, в состав которой в то время входила территория Свердловской области. Брюшной и сыпной тифы, малярия, холера ежегодно уносили жизни нескольких десятков тысяч уральцев.

В годы гражданской войны на Урале, для профилактики и ликвидации эпидемий, была развернута большая сеть госпиталей. Тогда же появились первые учреждения санэпидслужбы. Они представляли собой эпидемиологические бюро из трех человек - санинструктора, оспопрививательницы и дезинфектора. В 1919 году в Екатеринбурге на базе одной из больниц было создано дезинфекционное бюро, которое в 1932 году было преобразовано в дезинфекционную станцию.

20-е годы ознаменовались резким подъемом заболеваемости инфекционными заболеваниями, такими, как туляремия, бруцеллез, эпидемический энцефалит, септическая ангина и др. Для их изучения в 1920 году в Екатеринбурге создается химико-бактериологический институт, позднее реорганизованный в институт микробиологии и эпидемиологии (сейчас Институт вирусных инфекций). В 1920 году при государственном университете на Урале был открыт медицинский факультет.

В 1922 году вышел декрет Совета Народных Комиссаров «О санитарных органах республики». С этого момента с 1922 по 1933 годы начинается организационный период становления санэпидслужбы - формирование и укрепление санитарных органов страны как обязательных звеньев здравоохранения.

В 1923 году в Екатеринбургском наркомздраве был создан санитарно-противоэпидемический подотдел. Возглавил его врач Нестор Иванович Иванов - первый главный санитарный врач в Свердловской области. В области появились клинико-бактериологические лаборатории, малярийная станция, пастеровская станция и санитарно-гигиеническая лаборатория при водно-пищевом отделе.

В 1926 году в помещении Верх-Исетской поликлиники в Свердловске открыт первый кабинет профессиональных заболеваний. В 1930 году был создан Уральский государственный институт патологии, гигиены и научной организации труда (сейчас Медицинский научный центр).

Период с 1933 по 1948 годы характеризуется созданием государственной санитарной инспекции, усилением контрольных функций службы и дифференциацией санитарно-эпидемиологической работы.

В 1933 году вышло Постановление ЦИК и СНК СССР «Об организации государственной санитарной инспекции». Основные задачи, которые были возложены на госсанинспекцию: надзор за организацией питания населения, размещением рабочих очисткой населенных мест.

В 1933-1937 годах были разработаны нормативы по санитарной охране водоемов, спуску сточных вод, планировке городов, предложены нормы допустимых концентраций отдельных химических веществ, выбрасываемых в воздух промышленными предприятиями.

В 1935 году было издано Постановление ЦИК и СНК СССР «Об организации Всесоюзной госсанинспекции», которая занималась вопросами преднадзора по промышленной, пищевой, жилищно-коммунальной и школьной гигиене. В соответствии с этим постановлением при Свердловском облздравотделе была создана Областная госсанинспекция. Первым главным госсанинспектором была Ирина Ивановна Леонова.

В 1938 году, в Свердловске появился институт микробиологии и эпидемиологии. Его возглавил А.В. Пшеничнов. Позже он организовал первую на Урале вирусологическую лабораторию.

В 1939 году было утверждено «Положение о городских и районных санэпидстанциях». В области стали создаваться санитарно-эпидемиологические станции, основной задачей которых было проведение лабораторных исследований, обследование очагов и профилактика инфекционных заболеваний, проведение дезинфекционных работ. В эти же годы на Урале впервые начали готовить санитарных врачей - в 1943 году в Свердловском государственном медицинском институте появился санитарно-гигиенический факультет. С первых дней существования факультета в самый разгар войны профессор С. В. Миллер, доцент В. С. Серебренников, доцент В.А.Литкенс, Л.К.Пашкевич и другие начали подготовку будущих профессиональных санитарных врачей.

Несмотря на активное развитие, единой комплексной структурой санитарно-эпидемиологическая служба стала позднее – это произошло с 1949 по 1955 годы. В 1949 году Совет министров утвердил новое «Положение о Всесоюзной государственной санитарной инспекции и органах санитарно-эпидемиологической службы». В этом же году в Свердловской области была создана Областная санитарно-эпидемиологическая станция. Первым главным врачом ОБЛСЭС была назначена Галина Марковна Русская, заслуженный врач РСФСР, обладатель нагрудного знака «Отличнику здравоохранения»

С 1950 по 1959 год службу возглавляла Варвара Николаевна Быкова. В период ее руководства, в 1954 году были объединены Областная СЭС и Областная госсанинспекция. Варвара Николаевна стала первым в Свердловской области санитарным врачом, удостоенным звания заслуженного врача РСФСР, была награждена нагрудным знаком «Отличнику здравоохранения».

Период с 1956 по 1970 годы стал для Областной СЭС этапом, в течение которого происходило дальнейшее совершенствование форм и методов работы, проведение комплексных мероприятий, направленных на усиление санитарного надзора.

С 1959 по 1985 год главным врачом ОблСЭС была Алла Никандровна Ощепкова, заслуженный врач РСФСР, обладатель ордена «Октябрьской революции», ордена Знака Почета, нагрудного знака «Отличнику здравоохранения», серебряной медали «Всесоюзной выставки достижений народного хозяйства». В это время открываются городские и районные санэпидстанции во всех городах и районах области. В этот период в Областной и городской СЭС были внедрены система мониторинга за атмосферным воздухом, радиационным фактором, инфекционной заболеваемостью, открыты радиологические и вирусологические лаборатории, лаборатория по охране атмосферного воздуха, токсикологическая лаборатория, лаборатория физико-химических методов исследования, ядохимикатов, оргметодотдел, а также три дезинфекционные станции.

С 1970 по 1991 годы произошло качественное усовершенствование работы службы, укрепление материально-технической базы, создание новых подразделений в структуре санитарно-эпидемиологических станции, организация межрайонных санэпидстанций и лабораторий, внедрение автоматизированных систем управления.

Большое внимание уделялось развитию информационных технологий. С 1984 года первыми программами для обработки информации стали «Форма 85» по учету инфекционной заболеваемости, «Форма 86» по анализу коллективного иммунитета, программное средство по санэпидоценке водопроводов и молокозаводов. К 1992 году в области уже эксплуатировалось более 30 программных средств. Основными из них были: «Автоматизированное рабочее место эпидемиолога», «Автоматизированное рабочее место иммунолога», «Прививки», «Анализ популяционной заболеваемости». Последние два программные средства были внедрены на территории всей Российской Федерации.

Количество ПЭВМ в учреждениях санэпидслужбы области достигало более 110 комплектов. Уже в это время для передачи данных использовались модемы, которые позволяли в ручном режиме, используя телефонную линию, соединить два компьютера в разных учреждениях. Разрозненные программные средства не позволяли получить полную картину о состоянии здоровья населения области и состояния окружающей среды и в 1994 году была утверждена Концепции «Автоматизированной информационной системы Санэпид», в рамках которой продолжилась вся дальнейшая разработка программных средств и построение технических средств для сбора, передаче, обработке и хранению данных.

Были открыты лаборатории отдела гигиены детей и подростков, лаборатория электромагнитных полей, физиологии труда, отделы АСУ, социальной гигиены, организации лабораторного контроля и метрологии.

С 1985 года Главным государственным санитарным врачом по Свердловской области стал Борис Иванович Никонов. В 1989-1990 годах была проведена централизация управления и финансирования санитарно-эпидемиологической службы. В Свердловской области было образовано Областное объединение «Санэпидслужба». В этот период при непосредственном участии специалистов службы впервые в стране был разработан трехлетний план строительства природоохранных объектов в Свердловской области. Только за 10 лет на территории области было введено в эксплуатацию 493 водоохранных сооружения, 757 установок по очистке атмосферного воздуха. В 1983 году на территории Свердловской области также впервые в союзе была разработана и утверждена программа Здоровье».

С 1991 происходит выход службы из подчинения органов здравоохранения на уровне субъектов федерации, дальнейшее развитие лабораторной базы, организация и проведение социально-гигиенического мониторинга, разработка областных и муниципальных оздоровительных программ.

В 1991 году был образован Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, который в 1998 году был реорганизован в Департамент Госсанэпиднадзора министерства здравоохранения РФ. В этом же году вышел первый закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Вступление закона в силу позволило вывести учреждения санэпидслужбы Свердловской области из ведомственного подчинения органам здравоохранения и перевести их на централизованное управление и финансирование из федерального бюджета. Это позволило усилить надзорные функции, повысить требовательность к должностным лицам, предприятиям, организациям, гражданам. В дальнейшем была проделана большая работа по организации более эффективного финансирования службы с привлечением средств областного бюджета, что позволяло в полном объеме проводить все мероприятия по контролю за санитарно-эпидемиологической обстановкой на территории субъекта федерации. В этот период впервые на территории Свердловской области, при участии специалистов службы, было принято 17 областных законов, направленных на профилактику заболеваний населения и улучшения санитарно-эпидемиологического благополучия.

В Свердловской области концепция информационной поддержки принятия решений по управлению рисками для здоровья населения основывается на созданной в 1991 году и развивающейся системе социально-гигиенического мониторинга, впервые были определены функции по ведению СГМ, разработаны положения и технологии деятельности, порядок ведения на региональном и муниципальном уровнях, оценочные показатели. В 1992 году выходит первый Государственный доклад «О санитарно-эпидемиологической обстановке в Свердловской области», который впоследствии стал ежегодным.

Впервые в России и Свердловской области с 1994 г. разработаны и внедрены технологии эпидемиологического мониторинга за социально-значимой заболеваемостью населения (врожденные пороки развития, онкологическая заболеваемость, детский травматизм, острые отравления), изучения состояния здоровья и влияния факторов среды обитания, оценки экономического ущерба, причиненного здоровью в результате экологических и санитарных правонарушений. Был разработан и внедряется комплекс информационно-аналитических методов, геоинформационных технологий, проводится пространственный анализ данных СГМ и подготовка Атласа о санитарно-эпидемиологической обстановке.

С 1996г. по 2001гг. специалисты областного центра госсанэпиднадзора принимали участие в реализации международных проектов Гарвардского института международного развития, Института Устойчивых сообществ США  (РОЛЛ, USAID), Центра по контролю за заболеваниями, США (CDC). Впервые в практическую деятельность службы внедрены методические подходы к ведению мониторинга пылевых частиц размером PM10 и PM2,5, проведению эколого-эпидемиологических исследований и оценки риска для  здоровья населения.

С 1987 года лаборатории становятся самостоятельными структурными подразделениями с профильным делением. Организовано свыше 52 лабораторий контроля химических факторов, более 60 лабораторий контроля биологических факторов и 5 лаборатории контроля физических, радиационного фактора. Для оптимизации и перераспределения высокотехнологичных исследований образованы 7 базовых лабораторий с современной мощной приборной базой для решения актуальных задач по оценке вредных факторов на территории области.

В 1993 году испытательный лабораторный центр Свердловского областного центра санэпиднадзора получил аттестат аккредитации, подтверждающий его техническую компетентность и независимость.

В этот период начинается централизованное плановое переоснащение лабораторной базы современными приборами, позволяющими оставаться лабораторией занимающей передовые позиции, способной решать комплексные задачи по лабораторным испытаниям. В 2003 году была утверждена Концепция оптимизации деятельности лабораторной службы, определившая этапы развития лабораторий службы.Согласно мероприятиям по реализации Концепции был создан экспертный совет по приобретению лабораторного оборудования, основными задачами которого стала выработка решений по оснащению приборами и оборудованием лабораторной базы филиалов ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области»

С 2000 года лаборатории принимают участие программах проверки технической компетентности, в международных сличительных испытаниях (МСИ): лаборатория контроля химических факторов решает контрольные задачи раундов, организуемых CDC, лаборатория контроля биологических факторов в раундах по оценке Федеральной службы внешнего контроля, прочих провайдеров МСИ.

Специалистами лабораторий ежегодно внедрялись новые методы контроля. С 2003 года внедрен метод ПЦР (полимеразной цепной реакции), внедрен метод экспресс анализа на токсичность, ставший альтернативным классической токсикологии;

В 2005 году была создана Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. В ходе реорганизации в Свердловской области были образованы Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области - орган, осуществляющий надзор (далее - Управление) и Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» - учреждение, обеспечивающее деятельность Управления (далее - Центр). В городах и районах области были организованы 29 территориальных отделов Управления и столько же филиалов Центра. В результате реорганизации надзорные функции были отделены от функций по оказанию платных услуг, лабораторная база выделена из надзорных органов.

В результате реорганизации сохранены помещения, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, которое используется для выполнения Управлением и Центром возложенных на них задач.

С 2005 года в рамках деятельности службы активно развивается направление по защите прав потребителей. Приоритетные направления, за которыми осуществляется надзор – реализация продовольственных и непродовольственных товаров, бытовые, жилищно-коммунальные услуги, услуги транспорта, связи, долевое строительство, туристско-экскурсионные, медицинские, страховые, образовательные услуги и т. д. В Свердловской области впервые в России внедрена система контроля над банковскими услугами, отработана технология подачи исков в защиту неопределенного круга лиц.

Во главе процесса реорганизации стоял Главный государственный врач по Свердловской области Борис Иванович Никонов.

Борис Иванович возглавлял санитарно-эпидемиологическую службу области в течение 22 лет с 1985 г. по 2007 г. Был депутатом Государственной думы Российской Федерации Vсозыва. Борис Иванович имеет ученую степень доктора медицинских наук, почетное звание «Заслуженный врач РФ», награжден Орденами Почета и «За заслуги перед отечеством» IV степени, нагрудными знаками «Почетный работник госсанэпидслужбы России», «Отличник здравоохранения РФ», Почетным знаком «За заслуги перед Свердловской областью», а также грамотами Министерства здравоохранения РФ, Губернатора и Правительства Свердловской области.

2008-2009 годы Управление Роспотребнадзора по Свердловской области возглавлял Сергей Александрович Бусырев, кандидат медицинских наук.

С 2010 года Главным государственным санитарным врачом по Свердловской области является Сергей Владимирович Кузьмин, доктор медицинских наук, профессор. Награжден нагрудным знаком «Отличник здравоохранения», орденом «За заслуги в развитии медицины и здравоохранения» Российской геральдической палаты, Почетной медалью им. И. Павлова Российской академией естественных наук, Почетными грамотами Министерства здравоохранения Свердловской области и др.

Сегодня в органах и учреждениях Роспотребнадзора Свердловской области работают 2,5 тыс. специалистов. 28 врачам Управления и Центра присвоено звание «Заслуженный врач», 19 специалистов имеют ученую степень кандидата наук, один – доктора наук. Более 50% врачей и средних медицинских работников имеют квалификационную категорию.

Большое внимание уделяется подготовке молодых специалистов. В Уральской государственной медицинской академии организован целевой набор студентов на медико-профилактический факультет. Сегодня в рамках целевого набора на факультете учится 124 студента.

В деятельности Управления и Центра реализуется комплексная система управления санитарно-эпидемиологической обстановкой в Свердловской области, основанная на методологии оценки и управления риском для здоровья населения, выбора приоритетов при планировании деятельности на основе принципов бюджетирования, ориентированного на результат.

Сформированные по результатам соцгигмониторинга задачи по управлению риском для здоровья населения Свердловской области и приоритетные проблемы в сфере защиты прав потребителей являются едиными для Правительства Свердловской области, органов местного самоуправления, Управления, Центра и ежегодно утверждаются Постановлениями Правительства Свердловской области.

Наиболее эффективным механизмом управления риском являются целевые программы. В течение последних трех лет увеличивается число принятых, реализуемых и финансируемых программ, увеличивается объем финансирования программ. На реализацию программ в 2011 году освоено 17 млрд. 952,8 млн. руб. или 4177,5 руб. на 1 жителя области. В 50,7% программ источник финансирования - областной бюджет (9107840,3 тыс. руб.), в 32% - муниципальный бюджет (5745584,9 тыс. руб.) и 16,5% - средства предприятий (2961698,9).

Активно принимаем участие в разработке целевых программ, в том числе, на региональном уровне, таких как: подпрограммы «Развития сети загородных оздоровительных лагерей» на 2012 -2015 годы областной целевой программы,  «Развитие образования в Свердловской области («Наша новая школа»)» на 2011 - 2015 годы, «Защита прав потребителей на территории Свердловской области на 2011-2012 годы», по Радиационной безопасности и др.

Впервые в России и Свердловской области с 2005 года реализуется полномасштабный комплекс адресных мероприятий по реабилитации населения с высоким риском развития экологически обусловленных нарушений здоровья. Достигнута социальная и экономическая эффективность, так у 80-85 % детей  улучшается состояние здоровья, от 2 до 4 раз сократилась частота и длительность заболеваний, обусловленных химическим загрязнением среды обитания,  на 134,7 случая на 1000 детей сократилось число экологически обусловленных заболеваний. Величина предотвращенного экономического ущерба в 2011 году составила более 271,0 млн. рублей (в 2010 году – 202,0 млн. рублей, в 2009 году - 185,0 млн. рублей), экономическая эффективность - 10,5 рубля на каждый рубль затрат (в 2010 году -8,3 рубля, в 2009 году – 5,16 рубля).

Созданы научно-методические основы использования экономических оценок рисков для здоровья и обоснования решений в сфере управления рисками для здоровья населения при воздействии факторов среды обитания. Практическое внедрение экономических оценок риска для здоровья населения осуществлено в Свердловской области с 2008 года. Методические рекомендации рекомендованы для внедрения в субъектах Российской Федерации Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с 2011 года.

Реализуется система оценки эффективности деятельности муниципальных образований по реализации мер управления рисками для здоровья населения, включая контроль за проведением медико-профилактических мероприятий, реализацией целевых программ, направленных на снижение рисков для здоровья населения. В результате в течение последних трех лет в области возрос объем затрат на реализацию мер по управлению риском для здоровья населения и составил 23140,4 млн. рублей (5521,3 рубля на каждого жителя), величина предотвращенного ущерба здоровью достигла 88 598,7 млн. рублей  или 3,8 рубля на каждый рубль затрат.

Свердловская область – это первый субъект Российской Федерации, где разработан свой собственный календарь профилактических прививок. В него, кроме 10 прививок, предусмотренных национальным календарем, включены еще семь прививок, среди которых – клещевой энцефалит, ветряная оспа, грипп, рак шейки матки и др. В области реализуется программа «Вакцинопрофилактика», благодаря которой предотвращенный ущерб от заболеваемости инфекциями, управляемыми средствами специфической профилактики, достиг 3123,5 млн.руб., что на 1,7% больше, чем в 2010 г. (2010 г. – 3070,3 млн.руб.

Благодаря настойчивости специалистов службы в Свердловской области создана система инфекционной безопасности компонентов донорской крови. С 2006 года обеспечена 100% 6-и месячная карантинизация плазмы крови и фильтрация эритроцитсодержащих сред, благодаря чему не регистрируются гемоконтактные инфекции, связанные с переливанием донорской крови и ее компонентов; только в 2011г. было предотвращено 780 случаев инфицирования вирусами гепатитов В и С, ВИЧ-инфекции, сифилисом.

Продолжает активно развиваться направление по защите прав потребителей. У Управления множество выигранных в пользу потребителей дел, связанных с односторонним увеличением ставки по кредитам, взиманием различных комиссий и других нарушений со стороны кредитных организаций. Большое внимание уделяется надзору за соблюдением прав граждан со стороны управляющих компаний. За последнее время Управление выиграло сразу несколько громких дел с управляющими компаниями, нарушившими права потребителей при предоставлении услуг содержания жилья и придомовой территории, начислении платы за электроэнергию. Успешный опыт Управления сегодня активно перенимается территориальными органами Роспотребнадзора в других субъектах федерации. Предотвращенный ущерб имуществу потребителей, за счет подачи исков в защиту неопределенного круга лиц, разрешения споров в добровольном порядке, работы консультационных центров составил 413 млн. рублей, что на 16,0% больше, чем в 2010 году. (2010 г. – 347,3 млн.руб.).

В 2010 г. испытательный лабораторный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» был аккредитован немецким органом по аккредитации Dakks и получил подтверждение своей технической компетентности в Европейских странах, кроме того был аккредитован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, а так же аккредитован как испытательная лаборатория в Системе сертификации по условиям труда

В соответствии с приказом Роспотребнадзора от 04.05.2011 № 435 «Об утверждении плана мероприятий по переходу на субсидиарное финансирование учреждений Роспотребнадзора с 01.07.2011 г.», для обеспечения осуществления государственного контроля (надзора) в рамках выделенной субсидии для Центра, ежегодно Управлением формируется проект государственного задания Центру по 10 государственным услугам в соответствии с ведомственным перечнем государственных услуг, утвержденным приказом от 13.12.2010 № 456, оказываемых федеральными бюджетными учреждениями в качестве основных видов деятельности. Выполнение количественных и качественных показателей по всем государственным услугам составляет 100%.

Таким образом, подводя итоги деятельности, в области отмечаются положительные тенденции в медико-демографической ситуации. Стабилизировались показатели смертности населения, в том числе в трудоспособном возрасте, которые ниже таковых по Российской Федерации. Происходит рост рождаемости населения, который превысил уровень по Российской федерации. В результате снижается депопуляция населения и показатель естественной убыли почти в три раза ниже, чем по Российской Федерации. Отмечен положительный прирост населения в 20 процентах территорий.

Сохраняется положительная тенденция в сокращении показателя  младенческой смертности, который ниже аналогичного по РФ. В течение последних двух лет отмечается стабилизация показателя общей заболеваемости всего населения. В тоже время  остается высокой  и превышает аналогичные показатели по РФ заболеваемость детского населения.

Заболеваемость населения с временной утратой трудоспособности от всех причин остается высокой, но при этом не превышает уровень по Российской Федерации. Ежегодно снижается средняя продолжительность 1 случая заболевания в днях и показатель не превышает уровень по РФ.

Эпидемиологическая ситуация по инфекционным и паразитарным заболеваниям, как и в Российской Федерации, стабильная, не регистрировались случаи дифтерии, полиомиелита, сибирской язвы; ниже уровня по РФ заболеваемость: острым гепатитом А, брюшным тифом, острым гепатитом В, коклюшем, корью, краснухой, паротитом, геморрагической лихорадкой с почечным синдромом, туляремией, псевдотуберкулезом, бруцеллезом,  бешенством, лептоспирозом, малярией, трихинеллезом,  педикулезом.

Повышен и стабильно высокий уровень следующих заболеваний: клещевого бореллиоза и клещевого энцефалита, острого гепатита С, ВИЧ-инфекции, туберкулеза активного, сифилиса, менингококковой инфекции, ОКИ (шигеллезы, энтеровирусная инфекция, сальмонеллезы).

Показатели, характеризующие качество атмосферного воздуха в целом улучшились: снизился удельный вес проб атмосферного воздуха несоответствующих требованиям санитарных правил и составил чуть больше 1,5% (в 2010 году - 2,03%). Однако на отдельных промышленных территориях, с учётом увеличения в структуре выбросов доли автотранспорта, состояние атмосферного воздуха остаётся неудовлетворительным.

Отмечается положительная динамика по разработке проектов организации санитарно-защитных зон предприятий, в настоящий момент у 12,5%  предприятий санитарно защитные зоны разработаны (в 2010 году – 10,6%). Выведено из санитарно-защитных зон в 2011г. 8367 человек (в 2010 году – 13783). Отмечается положительная динамика в разработке и согласовании с органами Роспотребнадзора Генеральных схем санитарной очистки населенных мест. Так, в 2011 году Генеральные схемы санитарной очистки были разработаны и согласованы с органами Роспотребнадзора для 73,5% населённых пунктов области (в 2010 году для 43,7%). И как результат, отмечается улучшение показателей, характеризующих загрязнение почвы как по санитарно-химическим, так и по микробиологическим показателям.

Остается проблемой качество питьевой воды, так, удельный вес проб питьевой воды отобранных из распределительной водопроводной сети не отвечающих требованиям санитарных правил составил: по санитарно-химическим показателям 14,74 % (2010 г. – 13,79%), по микробиологическим показателям 5,2 % (2010 г. – 5,25 %).

Ухудшение качества питьевой воды во многом связано с её вторичным загрязнением в разводящей сети вследствие высокого процента изношенности водопроводных сетей, который в среднем по области составляет порядка 70 %.

Остается проблемой и организация зон санитарной охраны источниковводоснабжения. Из 1336источниковводоснабжения, в том числе 44 поверхностных, проекты зон санитарной охраны разработаны лишь для 51,5%.

Отмечается улучшение ситуации в учреждениях для детей и подростков, в том числе за счет реализации областных целевых программ «Развитие сети  дошкольных образовательных учреждений» и «Наша новая школа», по шуму - с 7% до 5,5% неудовлетворительных замеров, по электромагнитным излучениям – с 9,5% до 6,3% неудовлетворительных замеров, по вложению витамина «С» в готовые блюда с 16,4% до 12,7%. неудовлетворительных исследований. Поддерживается охват школьников организованным горячим питанием 95,6% (2010 г. – 95,3%).

В оздоровительных учреждениях улучшилось качество питания -  стабилизировался процент нарушений  выполнения норм питания на 1 ребенка и составил 7%, снизился процент неудовлетворительных проб готовых блюд на калорийность с 14,4% до 10,9%.

В то же время остается проблемой нестабильность показателей искусственной освещенности, рассаживания в соответствии с ростом учащихся, несбалансированность рационов питания в дошкольных и социальных учреждениях по содержанию продуктов-поставщиков белков, жиров, витаминов и микронутриентов, ухудшение показателей микроклимата в образовательных учреждениях, школ, учреждений начального и среднего профессионального образования, рост неудовлетворительных исследований готовой пищи по микробиологическим показателям как в образовательных, так и в оздоровительных учреждениях, в т.ч. как следствие привлечения к работе (через конкурсы и аукционы при ценовом приоритете) недобросовестных поставщиков продукции и услуг, а также неудовлетворительного обеспеченияпищеблоков образовательных учреждений квалифицированными кадрами со специальными знаниями по технологии приготовления блюд для детского питания. Всё это создаёт неблагоприятные условия и риски для здоровья детей.

Продолжается активная работа в системе Медицины Труда по увеличению количества лиц, направленных на периодические медицинские осмотры, и увеличению количества групп риска (по развитию профессиональной патологии) осмотренных в центрах профессиональной патологии. В результате общее количество осмотренных лиц  выросло  до 338 тыс. человек. При этом, количество лиц, осмотренных в специализированных центрах профессиональной патологии выросло с 59 тыс. до 80,5 тыс. человек. Итогом данной работы стал прогнозируемый рост выявляемости первичной  профессиональной заболеваемости, до 3,31. И это не смотря на то, что по сравнению с 2010 годом, отмечается снижение удельного веса рабочих мест, не отвечающих гигиеническим нормативам с 34,8% до 24,8%, что характерно, на фоне негативной тенденции по физфакторам (микроклимат, шум, вибрация).

В настоящее время, с целью повышения эффективности деятельности Управления и Центра по достижению социально-значимых эффектов, разработана Концепция оптимизации деятельности Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» и Программа реализации 1 этапа Концепции оптимизации деятельности Управления Роспотребнадзора по Свердловской области и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области».

назад