!!! ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА РЕЖИМ РАБОТЫ ЦЕНТРА В ПЕРИОД ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ !!!

     

Главная Новости Азбука потребителя: Предоставление услуг жилищно-коммунального хозяйства. Урок № 11. Установка и ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учёта

Азбука потребителя: Предоставление услуг жилищно-коммунального хозяйства. Урок № 11. Установка и ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учёта

Общие разъяснения

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, при наличии в жилом помещении приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям соответствующих приборов учета.

Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (для коммунальных квартир).

Обязанность оснащения жилого помещения ИПУ, в том числе при выходе ИПУ из строя, а также контроль их сохранности и работоспособности возложены на собственника жилья. Исключения составляют случаи, когда отсутствует техническая возможность установки ИПУ. 

Требования к ИПУ

Собственник помещения вправе самостоятельно приобрести прибор учета, который должен соответствовать требованиям законодательства.

1. Прибор учета должен быть зарегистрирован в государственном реестре средств измерений, иметь знак утверждения типа и индивидуальный номер, соответствующий номеру, указанному в его паспорте.

Ведение Государственного реестра средств измерений возложено на ФГУП «Всероссийский научно - исследовательский институт метрологической службы». Такой Реестр расположен на сайте: http://www.vniims.ru. На территории Российской Федерации допускаются  к использованию индивидуальные приборы учёта только утвержденного типа. Утверждение типа ИПУ удостоверяется свидетельством, выдаваемым Росстандартом.

2. В сопроводительных документах на ИПУ (например, в паспорте ИПУ) должны быть указаны:

- информация о соответствии прибора учета утвержденному типу,

- сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале,

- требования к условиям эксплуатации прибора учета.

На приборе учета должна быть отметка об опломбировке с наложением на пломбах оттиска клейма государственного поверителя в техническом паспорте изделия.

Государственный метрологический контроль и надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений осуществляет Росстандарт. Информацию о приборах учета можно найти на сайте: http://www.gost.ru.

Порядок установки ИПУ

Установка приборов учета по заявлению потребителя осуществляется ресурсоснабжающей организацией, управляющей компанией, сторонней организацией, привлеченной потребителем либо самим потребителем. При этом установку приборов учета газа и электрической энергии должны производить только специализированные организации.

Установка прибора учета должна осуществляться в соответствии со схемой монтажа и другими требованиями, указанными в технической документации изготовителя этого прибора учета.

При выявлении отсутствия ИПУ, собственники в течение 2-х месяцев с момента такого выявления должны будут устранить нарушения или, в случае невыполнения требования, установка ИПУ будет осуществлена в принудительном порядке с отнесением понесенных расходов на собственника. Потребителям, не установившим ИПУ, расчет платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению, электроснабжению производится по нормативу с применением повышающего коэффициента  1,5.

 

Алгоритм действий потребителя по установке приборов учета:

В случае если для установки (замены) ИПУ собственник обратился в организацию, то с ним должны заключить письменный договор, содержащий следующие существенные условия: предмет;  цену;  порядок расчетов;  срок установки (замены) прибора учета;  место установки (замены) прибора учета, соответствующего требованиям, предъявляемым изготовителем прибора учета к условиям, необходимым для его работы; порядок ввода установленного прибора учета в эксплуатацию;  гарантийные обязательства исполнителя.

Важно помнить, что ресурсоснабжающие  организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Этапы заключения договора:

1. Направление исполнителю письменной заявки, которая должна содержать:

1) сведения о предмете договора;

2) Ф.И.О. заказчика и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, место жительства, почтовый адрес, а также при наличии телефон, факс, адрес электронной почты;

3) адрес объекта, подлежащего оснащению ИПУ, с указанием предполагаемого места установки;

4) требования заказчика к ИПУ, соответствующие требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации.

К заявке прилагаются:

 - копии документов, подтверждающих право собственности на объект, подлежащий оснащению ИПУ;

 - документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявку, если заявка подписана не собственником.

Исполнитель не вправе требовать от заказчика представления иных сведений и документов.

При отсутствии в заявке необходимых сведений, а также при отсутствии документов, которые должны быть приложены к заявке, исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки и прилагаемых к ней документов уведомляет об этом заказчика.

2. Осмотр объекта для установления технической возможности установки ИПУ.

Цель осмотра: проверка наличия технической возможности установки, замены ИПУ для определения возможности ИПУ соответствующего вида, при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению.

Осмотр объекта проводится исполнителем в течение 10 рабочих дней со дня получения заявки.

О планируемой дате осмотра исполнитель информирует заказчика.

Заказчик обязан предоставить исполнителю доступ к объекту (прибору учета) для их осмотра.

В случае невозможности предоставления исполнителю в определенный им срок доступа к объекту (прибору учета) заказчик должен предложить исполнителю иной срок для осмотра.

Результат осмотра. По результатам осмотра технической возможности установки ИПУ составляется акт.

3. Подписание договора и установка прибора учета. При наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы (услуги), исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также - технические условия установки (замены) прибора учета. Заказчик, получивший от исполнителя проект договора, подписывает его и в срок не более 15 рабочих дней со дня получения проекта договора направляет один подписанный им экземпляр договора исполнителю. Прибор учета устанавливается в сроки, установленные договором.

При отсутствии технической возможности выполнить работы (оказать услуги), указанные в заявке, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику мотивированный отказ в заключении договора.

Критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки указаны в Приказе Минрегиона России от 29.12.2011 N 627.

 

Прибор учета собственник вправе приобрести самостоятельно или поручить это организации, с которой заключен договор. При этом не стоит забывать, что к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа. В сопроводительных документах к прибору учета должна быть указана следующая информация:

  •  о соответствии прибора учета утвержденному типу;
  •  о дате первичной поверки прибора учета;
  •  об установленном для прибора учета межповерочном интервале;
  •  требования к условиям эксплуатации прибора учета.

Помните, требование исполнителя о приобретении прибора учета конкретной марки, в определенной торговой компании или у самого исполнителя, равно как и условие о стоимости услуги, поставленное в зависимость от того приобретен ИПУ самостоятельно или в указанных исполнителем организациях – незаконны.

Ввод ИПУ в эксплуатацию

Ввод в эксплуатацию прибора учета документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению.

Плата за ввод прибора учета в эксплуатацию не взимается!

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. Ввод установленного прибора учета осуществляется исполнителем коммунальных услуг (управляющей компанией, ТСЖ, ЖСК или иным потребительским кооперативом).

1) Подача заявки на ввод прибора учета в эксплуатацию в 2-х экземплярах.

В заявке нужно указать:

-сведения о потребителе (фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность (например, паспорта, контактный телефон);

-предполагаемые дату и время (удобные для потребителя) ввода ИПУ в эксплуатацию;

-тип и заводской номер установленного ИПУ, место его установки;

-сведения об организации, которая производила монтаж прибора учета;

-показания прибора учета на момент его установки;

-дата следующей поверки.

К заявке нужно приложить копию паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).

2) Согласование сроков ввода в эксплуатацию приборов учета.

Ввод ИПУ в эксплуатацию должен быть осуществлен в сроки, указанные потребителем.

Если исполнитель не сможет выполнить заявку в этот срок, то в течение 3-х рабочих дней он должен предложить потребителю иную дату и время, но не позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя.

Если в указанные сроки работы по вводу прибора учета в эксплуатацию не будут выполнены, или исполнитель предложит установить прибор в срок, превышающий 15 рабочих дней, то прибор учета будет считаться введенным в эксплуатацию с даты направления в адрес исполнителя заявки, и с этой даты его показания должны учитываться при определении объема потребления коммунальных услуг.

3) Оформление результатов ввода ИПУ в эксплуатацию.

Исполнитель обязан проверить:

-соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте;

-соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета;

-наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета);

-работоспособность прибора учета.

После окончания проверки представитель исполнителя обязан установить на приборе учета контрольные пломбы. Если же в ходе проверки обнаружатся какие-то расхождения (не соответствия) или прибор не будет работать, то его в эксплуатацию не примут.

Вакте ввода прибора учета в эксплуатацию указывается:

-дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;

-фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, которые принимали в этом участие;

-тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;

-решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;

-если решение о вводе в эксплуатацию принято, то в акт вписывают показания прибора на момент завершения процедуры его проверки и указывают места на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);

-  дата следующей поверки.

Акт составляется в 2 экземплярах, подписывается потребителем и представителем исполнителя, который принимал участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию. Один экземпляр акта должен остаться у потребителя.

4) Изменение порядка расчета платы за коммунальные услуги.

Исполнитель обязан начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

Ответственность исполнителя за нарушение прав потребителя:

1.  Претензионный порядок. Потребитель вправе обратиться с претензией к исполнителю услуг в случае:

-  отказа в установке ИПУ или введении ИПУ в эксплуатацию,

- взимания оплаты за ввод ИПУ в эксплуатацию,

- нарушения порядка расчета оплаты коммунальных услуг после ввода ИПУ в эксплуатацию.

2. Судебный порядок. Обращение с иском в суд при отказе исполнителя в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя.

3. Административная ответственность.

Нарушение исполнителем коммунальных услуг порядка расчета размера платы за водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, электроснабжение (по нормативу, без учета показателей ИПУ), при условии соблюдения потребителем требований законодательства к порядку установки (замены) и ввода в эксплуатацию ИПУ, влечет административную ответственность по ч. 1, 2 ст.14.6 или ст. 14.7 КоАП РФ (в отношении ресурсоснабжающих организаций), ст. 7.23 КоАП РФ, ст. 14.1.3 КоАП РФ (в отношении управляющей компании, ТСЖ).

Необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения также влечет за собой административную ответственность по ч.12 ст.9.16 КоАП РФ.

В целях привлечения исполнителя услуг к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных указанными статьями, потребителю рекомендуется обратиться с жалобой в Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области по адресу: 620004, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101. 

назад