Главная Новости Азбука потребителя: Изучаем особенности покупки одежды. Урок № 8. Продажа одежды на выставках (ярмарках)

Азбука потребителя: Изучаем особенности покупки одежды. Урок № 8. Продажа одежды на выставках (ярмарках)

Общие разъяснения

В настоящее время распространены случаи продажи одежды во временных помещениях на выставках, ярмарках (например, выставки-продажи пальто, шуб, шапок и других верхних изделий). Такая продажа является торговлей вне стационарного торгового объекта продавца. 

Выставка (ярмарка)- мероприятие, на котором демонстрируются и получают распространение товары, услуги и (или) информация и которое проходит в четко установленные сроки и в определенном месте, информация о котором доведена до неопределенного круга лиц (п. 2.2.2 "ГОСТ 32608-2014. Межгосударственный стандарт. Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения", утв. Приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 550-ст).

Ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Организация ярмарок и продажи товаров на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.

На территории Свердловской области действует Постановление Правительства Свердловской области от 07.12.2017 N 908-ПП "Об утверждении Порядка организации ярмарок на территории Свердловской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них".

Особенности продажи одежды на выставках (ярмарках)

1. Общие требования к организации торговли на выставках (ярмарках) соответствуют требованиям, предъявляемым к стационарной торговли.

Дополнительные требования, касающиеся работы ярмарок, установлены пп. 2, 3 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которыми организатор ярмарки определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров, опубликовывает в средствах массовой информации и размещает на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней.

Кроме того, организатор ярмарки размещает при входе на территорию ярмарки вывески с указанием наименования организатора ярмарки, места его нахождения, контактных телефонов, режима работы ярмарки и схемы размещения торговых мест на территории ярмарки. Участник ярмарки обеспечивает оснащение мест для продажи товаров информационными табличками с указанием сведений об участнике ярмарки (пп. 21, 22 Постановления Правительства Свердловской области от 07.12.2017 N 908-ПП).

2. Предоставление потребителю информации о продавце (изготовителе) товара и товарах. В соответствии со ст. 8, 9 Закона РФ «О защите прав потребителей» до потребителя должна быть доведена обязательная информация об изготовителе, продавце и товаре. Информация о продавце (изготовителе) должна включать в себя сведения о фирменном наименовании организации, ее месте нахождения, режиме работы; в случае, если продажа осуществляется индивидуальным предпринимателем - также должны быть указаны сведения о государственной регистрации ИП и наименовании зарегистрировавшего органа. Такая информация может размещаться продавцом на информационном стенде у торгового ряда (зала) продавца, в информационных буклетах, которые должны быть доступны для ознакомления потребителю. 

Информация об одежде, продаваемой на выставках (ярмарках), должна содержать сведения, предусмотренные ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей». Такая информация доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам, на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Информация об обязательном подтверждении соответствия одежды установленным требованиям включает в себя сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие (декларация о соответствии, сертификат соответствия), о сроке его действия и об организации, его выдавшей (более подробно об информации см. урок «Предоставление информации потребителю»).

3. Продаваемые товары должны соответствовать установленным требованиям к качеству и безопасности товаров, иметь необходимое подтверждение соответствия. Меховые изделия, выставленные на продажу, должны иметь маркировку контрольным (идентификационным) знаком. Потребитель вправе требовать предоставить ему для ознакомления документы, подтверждающие соответствие товара указанным требованиям(более подробно см. урок «Безопасность одежды»).

4. Особенности продажи текстильных, трикотажных, швейных и меховых товаров, установленные Правилами продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, распространяются также на случаи продажи одежды на выставках (ярмарках). Так, например, товары должны быть сгруппированы по видам, моделям, размерам, ростам и выставлены в торговом зале. Трикотажные, швейные, меховые товары для мужчин, женщин и детей должны размещаться в торговом зале отдельно. Меховые товары должны быть сгруппированы по видам меха. Продавец обязан предоставить покупателю условия для примерки товаров. Для этой цели торговые залы должны быть оборудованы примерочными кабинами с зеркалами, оснащены банкетками или скамейками, подставками (более подробно см. урок «Качество одежды»).

5. В случае продажи на выставке (ярмарке) одежды, за исключением белья нательного, платков носовых из текстильных материалов, изделий чулочно-носочных трикотажных или вязаных потребителю должен быть выдан кассовый чек (Распоряжение Правительства РФ от 14.04.2017 N 698-р «О перечне непродовольственных товаров, при торговле которыми на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, организации и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять расчеты с применением контрольно-кассовой техники» ).

6. В случае, если не требуется выдача кассового чека, то вместе с товаром покупателю передается товарный чек, в котором указываются наименование товара и сведения о продавце (наименование организации или данные об индивидуальном предпринимателе, адрес), дата продажи, количество и цена товара, а также проставляется подпись представителя продавца (п. 20 Правил продажи отдельных видов товаров, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55).  

7. Продавец на ярмарке обязан иметь книгу жалоб и предложений и предоставлять ее потребителю по его требованию.

8. В случае продажи товара в кредит потребителю должна быть представлена информация об агентском договоре, заключенном между Банком, предоставляющим кредит, и продавцом товара, а также все необходимые сведения о потребительском кредите, в том числе о дополнительных платных услугах (например, страхование жизни и здоровья потребителя).   

Наиболее часто встречающиеся нарушения прав потребителей

1. Потребителю не предоставляется надлежащая информация о продавце товара, его месте нахождения. Потребитель лишается возможности заявить требование продавцу в случае выявления в товаре недостатков, а также об обмене (возврате) товара надлежащего качества, не подошедшего по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации.

2. Одежда продается в условиях недостаточной освещенности, отсутствия естественного света (выставки в залах и фойе кинотеатров, дворцов культуры), в связи с чем надлежащим образом оценить качество изделия при его покупке может быть затруднительно.

3. Продавец отказывается представить документы, подтверждающие соответствие товара установленным требованиям, ссылаясь на то, что они находятся в месте его стационарной торговли.

4. Продавец не выдает кассовый чек.

Требования потребителя

1. Продавец, не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре, несет ответственность, предусмотренную пунктами 1 - 4 статьи 18 Закона о защите прав потребителей, за недостатки товара, возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре, потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в порядке, предусмотренном статьей 14 Закона о защите прав потребителей.

2. В случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, потребитель вправе обратиться к продавцу с требованиями:

- замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) или такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Потребитель вправе предъявить требования о замене товара на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) и об устранении недостатков изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру. Вместо предъявления этих требований потребитель вправе возвратить изготовителю или импортеру товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

Также потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Способы восстановления нарушенных прав

1. Предъявление претензии продавцу (исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру).

Претензия может быть вручена лично (в двух экземплярах, на одном необходимо поставить отметку о дате и месте вручения и лице, ее принявшем), направлена по почте (заказным письмом с уведомлением о вручении), либо по электронной почте.

2. Обращение в суд с исковым заявлением к продавцу (исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру). Подробнее о порядке обращения в суд см. урок «Отказ от удовлетворения требований потребителя».

3.  Административная ответственность.

Нарушение продавцом прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре, об изготовителе (продавце) и о режиме их работы влечёт административную ответственность по ч. 1 ст. 14.8  КоАП РФ.

Нарушение требований к маркировке товаров, в том числе продажа меховых изделий без их маркировки контрольным идентификационным знаком влечёт административную ответственность по ч. 2 ст. 15.12 КоАП РФ.

Продажа одежды с нарушением Правил продажи отдельных видов товаров влечет административную ответственность по ч. 14.15 КоАП РФ.

В целях привлечения исполнителя к административной ответственности по указанной статье, гражданину рекомендуется обратиться с письменным заявлением в территориальный орган Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (Роспотребнадзор).

При этом в соответствии с пп. «в» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»для проведения внеплановой проверкитерриториальным органом Роспотребнадзора потребителю необходимо соблюсти претензионный порядок и к жалобе приложить доказательства подтверждающие факт того, что обращение потребителя не было рассмотреноисполнителем либо требование заявителя не были удовлетворены в добровольном порядке.

назад